Пилот-вертолет – пилотирование, воздухоплавание авиации

 
 
09.09.2014 г.  

Руление и его особенности

Печать E-mail
Оглавление
Руление и его особенности
Руление по различным грунтам
Нужно помнить, чтобы не опрокинуться
Для остановки вертолета

Однако некоторые летчики, пытаясь сдвинуть вертолет с места, увеличивают горизонтальную составляющую тяги несущего винта поднятием рычага «шаг-газ» вверх, т. е. увеличением тяги винта.

В этом случае давление колес шасси на грунт значительно уменьшается и вертолет начинает медленно двигаться вперед. Однако при этом вследствие увеличения реактивного момента несущего винта сильно возрастает и тяга рулевого винта, так как летчик, парируя стремление вертолета развернуться влево, отклоняет вперед правую педаль ножного управления.

Сильно увеличившаяся тяга рулевого винта при уменьшении давления колес вертолета на грунт начинает одновременно с перемещением вертолета вперед сдвигать его влево. Происходит это незаметно для летчика, особенно если он имеет малый опыт полетов на вертолете. При этом с внешней стороны левого колеса шасси на грунте образуется валик, препятствующий сдвигу вертолета влево, и тогда под воздействием кренящего момента рулевого винта (рис. 51) вертолет начинает крениться влево.

Чертеж возможного опрокидывания вертолета

Рис. 51. Схема возможного опрокидывания вертолета:

1 — тяга несущего   винта; 2 — вес вертолета; 3 — разность тяги винта и силы  веса; 4 — плечо этой силы;  5 — сила тяги рулевого винта;  6 — плечо силы тяги   рулевого  винта;  7 — плечо силы веса при наклоненном положении вертолета

Попытка парировать это кренение вертолета отклонением ручки управления вправо не всегда может исправить положение. Как показывают расчеты для случая, когда тяга несущего винта при рулении близка по величине к полетному весу вертолета, своевременное полное отклонение ручки управления вправо может быть эффективным только до величины крена влево не более 5°.

Поэтому при рулении по мягкому грунту необходимо всегда помнить о возможности опрокидывания одновинтового вертолета. Если при указанных условиях будет замечено стремление вертолета накрениться влево, необходимо энергичным движением перевести рычаг «шаг-газ» в нижнее положение. При этом резко упадет тяга несущего винта, и вертолет твердо станет на колеса.

Если же накренение вертолета будет замечено слишком поздно и крен достигнет большой величины, целесообразно энергичным увеличением шага несущего винта и газа двигателя поднять вертолет с земли, убрав тем самым опору из-под левого колеса и, следовательно, уничтожив опрокидывающий момент.

В обоих случаях, как при уменьшении шага несущего винта, так и при его увеличении, парируя стремление вертолета опрокинуться, полезно одновременно дать вперед не менее чем на половину хода левую педаль ножного управления.

При опускании рычага «шаг-газ» резко уменьшатся подъемная сила несущего винта и его реактивный момент однако обороты несущего и рулевого винтов будут уменьшаться медленно, поэтому дачей вперед левой педали будет ликвидирована тяга рулевого винта, не будучи уже уравновешенной реактивным моментом несущего винта.

Следует иметь в виду, что опрокидыванию вертолета одновинтовой схемы при рулении может способствовать ветер. Для рассматриваемого одновинтового вертолета опаснее ветер справа.

При боковом ветре конус (тюльпан) несущего винта отклоняется по ветру и горизонтальная составляющая тяги несущего винта, наклонившаяся набок, может способствовать опрокидыванию вертолета. Поэтому при рулении на вертолете с сильным боковым ветром справа целесообразно отклонять ручку управления в сторону ветра примерно на треть ее хода. При боковом же ветре слева отклонять ручку управления влево нет надобности, так как в этом случае ветер предохраняет вертолет от опрокидывания.

Сильный порывистый ветер может заметно усложнить руление вертолета и по твердому грунту, сильно изменяя эффективность ножного управления в зависимости от направления ветра относительно направления руления вертолета. Поэтому при рулении в сильный ветер для увеличения эффективности рулевого винта рулить следует при повышенных (на 50 об/мин) оборотах двигателя за счет поворота рукоятки коррекции газа в сторону его увеличения.

Необходимо помнить еще об одном опасном явлении, которое может быть при рулении вертолета, это так называемый «земной резонанс».

«Земной резонанс» протекает примерно в такой последовательности: вертолет начинает покачиваться из стороны в сторону на неровностях почвы, затем эти колебания нарастают и достигают такой величины, что при раскачивании вертолет начинает ударяться то правым, то левым колесом шасси о землю. Величина крена при этом все возрастает, и вертолет при этих ударах может не только сломать шасси или задеть лопастями несущего винта за землю, но и просто опрокинуться (рис. 52). Попытки парировать раскачивание вертолета соответствующими отклонениями ручки управления в этом случае бесполезны.

Схема земного резонанса вертолета

Рис. 52. Схема земного резонанса

Как и в предыдущем случае, прекратить земной резонанс можно либо резким переводом рычага «шаг-газ» вниз, либо энергичным поднятием его вверх для отрыва вертолета от земли.

Конечно, разумнее уменьшить шаг несущего винта, в этом случае вертолет прочно станет на колеса. Взлет после «земного резонанса» нецелесообразен, так как опасно оказаться в воздухе с поврежденными лопастями несущего винта; повреждены они могут быть не только у концов, но и у комля (при резких раскачиваниях вертолета).

«Земной резонанс» может возникнуть только при следующих условиях: при достаточно быстром рулении по твердой неровной поверхности аэродрома; при слабой, ниже нормы, затяжке фрикционных демпферов лопастей несущего винта; при очень мягкой амортизации шасси вертолета и при оборотах несущего винта, соответствующих условиям резонанса.

В процессе руления следует непрерывно просматривать местность, лежащую в полосе руления. При этом необходимо следить как за препятствиями на пути руления вертолета, так и за состоянием поверхности аэродрома, в особенности, если руление производится по посадочной площадке.



 
След. »

 
Главная
Основное меню
Автор о вертолетах
Винтокрылые летательные апараты
Схемы вертолетов
Фото моделей вертолетов
Запуск двигателя и руление
Кабина вертолета
Запуск двигателя и включение трансмиссии
Руление вертолета
Взлет и висение у земли
Полет и висение вертолета
Взлет
Взлеты в особых случаях
Набор высоты и потолок
Набор высоты
Понятие о потолке
Пилотаж и управляемость
Переходные режимы
Пилотаж вертолета
Максимальная скорость
Дальность полета вертолета
Устойчивость и управляемость
 
         
© Использование материалов с сайта www.zeta.su разрешается только в интернете при наличии прямой текстовой гиперссылки на главную страницу сайта "Пилот вертолет".
Ссылка должна содержать слова: "Пилот вертолет - пилотирование, воздухоплавание авиации" и находиться неотрывно от материала.