Пилот-вертолет – пилотирование, воздухоплавание авиации

 
 
09.09.2014 г.  
Сбылась моя мечта - теперь я пилот!
ya.jpg
Суть о вертолетах

Способность вертолета производить вертикальные взлеты и посадки, неподвижно висеть в воздухе и даже перемещаться в любом направлении делает этот вид летательного аппарата поистине замечательным.

Вертолет не нуждается в аэродромах: он может взлетать и садиться в труднодоступных местах, а в отдельных случаях может производить погрузку и выгрузку людей и грузов без посадки, зависнув неподвижно над болотом или водной поверхностью, над вершинами деревьев или высоко в горах.

 

Пилотаж вертолета

Печать E-mail
Оглавление
Пилотаж вертолета
Полет вперед, назад у земли
Пилотаж в стороны, развороты на месте у земли
Пилотаж на высоте

Разберем выполнение пилотажа на высоте.

Как правило, всякий набор высоты следует производить на номинальном режиме работы двигателя. В этом случае различные углы наклона траектории набора высоты будут зависеть лишь от поступательной скорости.

Следовательно, установив рычагом «шаг-газ» номинальный режим работы двигателя и сохраняя любую заданную скорость — от несколько  меньшей,  чем  максимальная, до скорости 10-15 км/час по прибору, можно выполнять набор высоты под любым углом к горизонту (рис. 70).

Траектории набора высоты

Рис. 70. Траектории набора высоты в зависимости от поступательной скорости полета вертолета и схема сил, действующих на вертолет при наборе высоты

Следует иметь в виду, что при скоростях набора, меньших чем 60 км/час, несколько ухудшается устойчивость вертолета и заметно уменьшается его скороподъемность.

Выполнение мелких и глубоких виражей на вертолете незначительно отличается от их выполнения на самолете.

Так же как и на самолетах, перед вводом вертолета в вираж необходимо установить заданную скорость и сбалансировать вертолет триммерами.

В процессе ввода в вираж, сохраняя заданную скорость, увеличить наддув двигателя до величины, обеспечивающей выполнение виража без набора высоты и снижения.

Скорость, крен и высота на вираже выдерживаются так же, как и на самолете.

Схема сил, действующих на вертолет в процессе виража, приведена на рис. 71.

Схема сил на вираже

Рис. 71. Схема сил на вираже

Боевые развороты выполняются на вертолетах так же, как и на самолетах, но вследствие незначительного набора высоты в процессе боевого разворота выполнение его на вертолете нецелесообразно. Выполнение пилотажа в вертикальной плоскости—петли, переворота и полупетли — на рассматриваемом одновинтовом вертолете запрещено.

Следует различать два вида висения вертолета: неподвижное висение относительно поверхности земли и висение относительно воздушной среды.

Висение у земли выполняется только относительно земной поверхности. Близость поверхности земли при таком висении исключает необходимость пользования пилотажно-навигационными приборами. Пилотировать вертолет в этом случае легче, ориентируясь только по поверхности земли.

Вследствие того что безветренной погоды практически не бывает, то, повиснув против ветра неподвижно относительно поверхности земли, вертолет как бы летит поступательно, перемещаясь относительно набегающей на него массы воздуха. Особенно это заметно при висении в сильный ветер — 7-12 м/сек, когда скорость по указателю достигает 45 км/час.

Висение на высоте выполняется двумя способами: висение относительно воздушной среды и висение относительно поверхности земли. Неподвижное висение относительно поверхности земли на значительной высоте выполнить на вертолете практически невозможно. Сложность такого вида висения объясняется, во-первых, значительным удалением поверхности земли, вследствие чего очень трудно уловить небольшие по величине перемещения вертолета, и, во-вторых, отсутствием данных о скорости и направлении ветра на высоте.

Неподвижное висение вертолета относительно поверхности земли на значительной высоте (500 м и выше) может быть успешно выполнено только в том случае, если известно направление ветра на высоте висения и, кроме того, если вертолет оборудован устройством, позволяющим летчику легко определять перемещения относительно земли.

Поэтому на высоте преимущественно выполняется висение относительно воздушной среды. В этом случае летчика совершенно не интересует скорость и направление ветра, так как вертолет остается неподвижным относительно окружающего воздуха.

Но для наблюдателя, находящегося на земле, вертолет в этом случае не будет неподвижным, так как он перемещается вместе с воздухом по ветру.

Только несовершенство указателя скорости, установленного на вертолете, не позволяет выполнять на нем настоящее висение со скоростью, равной нулю.

По этой же причине при висении на высоте недопустимы перемещения вертолета назад и в стороны, так как в этих случаях летчик не может определить скорости перемещения вертолета.

Следует помнить, что висение на высоте относительно воздушной среды — достаточно сложный вид полета вследствие заметного ухудшения устойчивости вертолета на этом режиме, а также потому, что двигатель в этом случае работает на повышенной мощности. Наддув двигателя при висении на высоте заметно больше, чем при висении у земли, вследствие отсутствия эффекта «воздушной подушки».

Планирование вертолета как моторное, т. е. с использованием мощности двигателя, так и на режиме самовращения несущего винта может выполняться под различными углами к горизонту — от вертикального снижения на малых скоростях до планирования на скоростях, близких к максимальной. Подробно пилотирование вертолета на этих режимах рассматривается в следующей главе.



 
« Пред.   След. »

 
Главная
Основное меню
Автор о вертолетах
Винтокрылые летательные апараты
Схемы вертолетов
Фото моделей вертолетов
Запуск двигателя и руление
Кабина вертолета
Запуск двигателя и включение трансмиссии
Руление вертолета
Взлет и висение у земли
Полет и висение вертолета
Взлет
Взлеты в особых случаях
Набор высоты и потолок
Набор высоты
Понятие о потолке
Пилотаж и управляемость
Переходные режимы
Пилотаж вертолета
Максимальная скорость
Дальность полета вертолета
Устойчивость и управляемость
 
         
© Использование материалов с сайта www.zeta.su разрешается только в интернете при наличии прямой текстовой гиперссылки на главную страницу сайта "Пилот вертолет".
Ссылка должна содержать слова: "Пилот вертолет - пилотирование, воздухоплавание авиации" и находиться неотрывно от материала.