Взлет

Выполнив контрольное висение и убедившись, что двигатель вертолета работает нормально и управление им в порядке, после приземления можно приступать к нормальному взлету.

Нормальным взлетом считается взлет, при котором вертолет вертикально отделяется от земли на высоту 2-3 м, затем с небольшим набором высоты совершает разгон до скорости, соответствующей наибольшей скороподъемности, после чего переходит в набор высоты.


Проверив еще раз показания приборов контроля работы двигателя, положение триммеров и заслонок охлаждения, следует убедиться, что вертолет стоит против ветра и в направлении взлета нет никаких препятствий.

Техника перемещения вертолета в пределах площадки или аэродрома подлетом на высоте 2-5 м очень похожа на технику висения вертолета у земли при небольшом перемещении.

Выполнение перемещения подлетом на высоте 2-5 м имеет следующие основные особенности:

1.  Летчик должен сохранять скорость перемещения вертолета не более скорости быстро идущего человека, т. е. около 10 км/час, определяя ее по поверхности земли.

2.  При подлете вертолета от летчика требуется повышенное внимание и пилотирование без резких движений ручкой, педалями и рычагом «шаг-газ», особенно при сильном или порывистом ветре.

3.  Летчик должен строго учитывать скорость и направление ветра, так как, определяя скорость движения вертолета по перемещению поверхности земли, он не имеет представления о скорости перемещения, вертолета относительно воздушной среды;  между тем коэффициент полезного действия и подъемная сила несущего винта вертолета в значительной степени зависят от скорости полета.

Поэтому, например, выполняя подлет со скоростью перемещения относительно поверхности земли около 10 км/час против ветра, имеющего скорость 8 м/сек, вертолет по существу будет иметь скорость относительно воздушной среды около 40 км/час.

Если в этом случае надо будет выполнить разворот у земли на 180° (т. е. лететь в обратном направлении), летчик, не учитывающий направление и скорость ветра, допустит ошибку при выполнении разворота; стараясь сохранить неизменной скорость перемещения вертолета относительно поверхности земли, он будет вынужден в процессе разворота брать ручку управления на себя и тем самым тормозить вертолет. И если он одновременно не увеличит мощности двигателя, вертолет, снизившись, неизбежно резко коснется земли.

4. Летчик должен строго учитывать рельеф местности. Дело в том, что при подлете на высоте 2-5 м вертолет летит, используя эффект «воздушной подушки», следовательно, если по пути полета у земли приходится пересекать глубокие овраги или котлованы, приближаясь к ним, необходимо увеличить мощность двигателя небольшим поднятием рычага «шаг-газ» вверх. Если этого не сделать, то, оказавшись над оврагом, вертолет начнет резко снижаться вследствие исчезновения «воздушной подушки» и может потерпеть аварию.

Поверхность площадки, покрытая пылью или свежевыпавшим снегом, делает подлет над ней практически невозможным, вследствие того что пыль или снег, поднятые струей несущего винта, окружают вертолет непроницаемой для взгляда пеленой.

Взлет для последующего набора высоты производится в такой последовательности. Расстопорив рычаг «шаг-газ», плавным, но более энергичным движением, чем при взлете для последующего висения, следует передвинуть его вверх так, чтобы указатель шага показал 9,5-10°, и застопорить в этом положении, одновременно удерживая вертолет от разворота влево.

Когда взлеты на вертолете производятся в усложненной обстановке (см. «Взлеты в особых случаях»), целесообразнее после поднятия рычага «шаг-газ» вверх не ставить его на стопор, а удерживать в этом положении рукой. Это облегчает исправление ряда ошибок, которые могут быть допущены в процессе взлета в усложненной обстановке.

Темп взятия рычага «шаг-газ» вверх должен быть медленный в начале движения с некоторым ускорением к крайнему положению для обеспечения нормальной приемистости двигателя. Рукоятка коррекции газа должна быть установлена в среднее положение.

Устанавливать рычаг по указателю шага несущего винта необходимо потому, что указатель наддува дает свои показания со значительным запаздыванием и контролировать мощность двигателя при взлете по нему трудно.

Взлет вертолета в этом случае произойдет более энергично, чем взлет для висения.

Удерживая вертолет от кренов и боковых перемещений, необходимо одновременно плавным, но довольно энергичным движением сразу же после отделения от земли отдать ручку управления от себя примерно на треть ее хода и, как только вертолет начнет опускать нос, вернуть ее назад, несколько не доведя до первоначального положения. Набрав высоту 2-3 м, вертолет начнет разгон.

При правильном выполнении разгона вертолет должен производить его достаточно энергично без набора высоты либо с небольшим набором. Даже небольшое снижение вертолета при разгоне после отрыва недопустимо.

Снижение вертолета в процессе разгона может произойти вследствие малого наддува двигателя (меньше номинального) либо излишне резкого разгона. Многие летчики, обучающиеся полетам на вертолете, исправляют эту ошибку пилотирования взятием ручки управления на себя, как на самолете, причем делают это резко, что усугубляет ошибку и может привести к раскачиванию вертолета на малой высоте.

Заметив снижение вертолета при разгоне, надо плавным движением рычага «шаг-газ» вверх на один-два зуба стопора увеличить наддув двигателя и шаг несущего винта.

Разгон зависит от наклона продольной оси вертолета, поэтому для облегчения выполнения правильного разгона при взлете следует заметить положение линии горизонта на переднем стекле кабины летчика.

Схема сил при разгоне и траектория правильного взлета приведены на рис. 55.

Схема взлета вертолета
Рис. 55. Схема взлета вертолета

При отрыве вертолета и разгоне летчик должен изменять направление взгляда в такой последовательности: при отрыве и до начала разгона смотреть на землю вблизи вертолета, на указатель шага и на ориентир взлета, в процессе разгона с увеличением поступательной скорости взгляд следует постепенно переносить все более вперед и к моменту перехода в набор взгляд должен иметь такое же направление, как при взлете на самолете.

Перевод вертолета в набор высоты производится небольшим плавным взятием ручки управления на себя таким же двойным движением, как и при разгоне.

Перевод в набор высоты следует выполнять по достижении вертолетом скорости полета на 5-10 км/час меньше наивыгоднейшей скорости набора высоты. За время перехода в набор высоты вертолет успеет еще слегка увеличить скорость, и она будет точно соответствовать заданной.

Для облегчения сохранения заданной скорости при наборе высоты следует заметить положение линии горизонта на переднем стекле, так же как и при разгоне; конечно, при наборе высоты нос вертолета будет находиться несколько выше, чем при разгоне.

В процессе разгона вертолета, в диапазоне скоростей 20-30 км/час, наблюдается кратковременная повышенная тряска его. Величина этой тряски и ее продолжительность зависят от полетного веса вертолета и темпа разгона. Чем меньше полетный вес и быстрее разгон, тем меньше тряска. При нормальном полетном весе и нормальном темпе разгона тряска эта практически незаметна.

Причина этой тряски пока еще не выяснена полностью. Существует такое толкование ее возникновения: при висении вертолета несущий винт работает в осевом потоке, закручивая его в сторону своего вращения. При полете с поступательной скоростью несущий винт работает в косом потоке, в этом случае, как и у крыла самолета, у концов диска несущего винта имеются уже два вихря (рис. 56).

Схема воздушного потока за винтом вертолета

Рис. 56. Схема воздушного потока за винтом:

1 — при висении; 2 — в поступательном полете

Предполагается, что в процессе разгона, когда поток за несущим винтом начинает перестраиваться, из одного вихря образуются два, появляется повышенная тряска несущего винта. Если разгон совершается интенсивно, то эта перестройка потока протекает быстро и тряска не успевает достигнуть значительной величины. При вялом разгоне тряска переходного режима становится заметной, а в отдельных случаях, особенно у тяжелых вертолетов, она может быть даже неприятной.

Длительные полеты на этом режиме, сопровождающиеся тряской, нежелательны, так как напряжения в лопастях несущего винта на этом режиме близки к напряжениям, имеющим место в лопастях при максимальной скорости.

Поэтому при взлете следует считать правильным интенсивный разгон, при котором, как уже указывалось, тряска практически незаметна.

Наиболее характерными ошибками при взлете являются слишком малая или большая высота начала разгона и неправильный темп разгона.

Малая высота начала разгона обычно бывает в тех случаях, когда летчик либо слишком рано отдает от себя ручку управления — еще до отрыва, либо не дает номинального наддува двигателю при взлете. Малая высота при разгоне опасна тем, что вертолет может задеть колесами шасси за землю, что особенно недопустимо при взлетах вне аэродрома.

Излишняя высота разгона бывает в тех случаях, когда летчик запаздывает с отдачей от себя ручки управления либо отклоняет ее слишком вяло и на малую величину. Излишняя высота начала разгона, так же как и вялый разгон, нежелательна потому, что вертолет может оказаться на значительной высоте (25-30 м) при малой поступательной скорости.

Эта ошибка, кроме ухудшения и усложнения взлета, опасна при отказе двигателя, так как в этом случае не обеспечивается безопасная посадка на режиме самовращения несущего винта  (рис. 57).

Схема ошибок при взлете
Рис. 57. Схема взлетов при различных возможных ошибках:

1 — малая высота начала разгона; 2 — вялый  разгон; 3 — резкий разгон

Слишком резкий разгон вертолета опасен тем, что даже при нормальной высоте начала разгона в результате резкого снижения вертолета он может задеть колесами за землю, а кроме того, при резком разгоне усложняется его пилотирование.

Некоторые летчики, имеющие достаточно большой опыт полетов на вертолетах, выполняют взлет на вертолете несколько иначе. При отрыве вертолета они сразу не дают двигателю номинального наддува, а выполняют взлет как для последующего висения. После отрыва вертолета слегка убавляют наддув и зависают на 2-3 секунды, а затем одновременно с отдачей от себя ручки управления рычагом «шаг-газ» в процессе разгона увеличивают мощность двигателя до номинальной.

Такой порядок выполнения взлета хотя и не ведет ни к каким происшествиям, все же является неправильным, так как подобное зависание на взлете, помимо некоторого усложнения пилотирования вертолета, увеличивает время взлета, что недопустимо в реальной обстановке, особенно боевой. Поэтому выполнять взлеты таким способом, а следовательно, и привыкать к ним нецелесообразно.