Понятие о потолке

Для всякого самолета понятие о потолке совершенно ясно и определенно — это максимальная высота, которую может набрать данный самолет. Для вертолета существуют три понятия о потолке.

Рассмотрим, какие же три потолка имеет вертолет.

Первое понятие «статический потолок» — это наибольшая высота, которой может достигнуть вертолет при наборе высоты вертикально, без поступательной скорости.

Более точно понятие «статический потолок» можно сформулировать так: это наибольшая высота, на которой вертолет может выполнять висение, т. е. полет без поступательной скорости.

В чем же разница между первой и второй формулировками статического потолка?

Вернемся опять к потолку самолета.

У самолета, набирающего высоту, по мере приближения к потолку все время уменьшается скороподъемность, и пока она еще есть, самолет может набирать высоту.

Высота, которую сможет набрать самолет к тому моменту, когда его скороподъемность станет равной нулю, будет называться теоретическим потолком самолета, так как достигнуть его практически невозможно. Практическим потолком самолета принято называть высоту, которую может набрать самолет к тому времени, когда его вертикальная скороподъемность уменьшится до 0,5 м/сек.

Если на вертолете начать набирать высоту по вертикали, то в этом случае, так же как и на самолете, можно будет достигнуть только практического статического потолка, так как теоретический статический потолок будет недосягаем.

Но в отличие от самолета на вертолете можно достигнуть статического потолка, подойдя к нему сверху — с поступательного полета, так как статический потолок в два- три раза меньше динамического потолка для данного вертолета.

Таким образом, можно утверждать, что на вертолете всегда можно достигнуть теоретической величины статического потолка. Поэтому целесообразно оставить лишь одно понятие — «статический потолок», исключив термины «теоретический» и «практический».

Вторым понятием о потолке для вертолета является «динамический потолок». Практическим динамическим потолком вертолета называется наибольшая высота, которую может набрать данный вертолет, совершая набор высоты по наклонной траектории, к тому времени, когда его скороподъемность упадет до 0,5 м/сек. Теоретического динамического потолка вертолет достигнуть не может (рис. 65).

График скоростей набора высоты вертолета

Рис. 65. График скоростей набора высоты вертикально и с поступательной скоростью:

а — зимой; б — летом

Набор высоты по наклонной траектории на вертолете следует выполнять на скорости, соответствующей максимальной скороподъемности. Для рассматриваемого типа вертолета эта скорость близка к экономической скорости, при которой избыток мощности является наибольшим.

Следует иметь в виду, что при высоте полета, большей статического потолка для данного вертолета, полет на нем может совершаться только с поступательной скоростью.

На рис. 66 показано, как с увеличением высоты изменяются кривые располагаемых и потребных мощностей для вертолета с высотным двигателем.

График изменения располагаемой и потребной  мощностей

Рис. 66. График изменения располагаемой и потребной  мощностей в зависимости от высоты полета

Из рисунка видно, что располагаемая мощность двигателя до расчетной высоты слегка увеличивается, а затем начинает уменьшаться; потребная же мощность для горизонтального полета все время увеличивается. Поэтому с увеличением высоты полета не только уменьшается величина избытка мощности между располагаемой и потребной мощностями, но и все время уменьшается диапазон скоростей, на которых имеется избыток мощности.

Следовательно, у вертолета с увеличением высоты минимальная скорость горизонтального полета до статического потолка будет равна нулю; далее она начнет все время увеличиваться; максимальная скорость горизонтального полета до расчетной высоты двигателя будет все время возрастать, а затем начнет уменьшаться.

На динамическом потолке, где нет избытка мощности, т. е. располагаемая и потребная мощности равны между собой, полет возможен только на экономической скорости (рис. 67).

График изменения минимальных и максимальных скоростей полета вертолета

Рис. 67. График изменения минимальных и максимальных скоростей полета вертолета в зависимости от высоты полета: а — зимой; б — летом

Совершая полет на динамический потолок, летчик легко может проверить, достиг ли он потолка, плавно изменяя скорость полета в сторону ее увеличения или уменьшения; при нахождении вертолета на динамическом потолке в обоих случаях при изменении скорости вертолет* начнет снижаться.

Выполнение полета на вертолете до его потолка — один из наиболее напряженных режимов полета вертолета. Длительная работа двигателя на номинальной мощности требует от летчика тщательного и непрерывного контроля как за выдерживанием этого режима, так и за сохранением нормальных температурных режимов двигателя.

Кроме того, с увеличением высоты полета усложняется и пилотирование вертолета. Так, например, при полете на статический потолок без поступательной скорости по мере подхода вертолета к потолку увеличивается отклонение правой педали вперед, так как реактивный момент несущего винта в это время имеет максимальную величину, а эффективность рулевого винта заметно уменьшается вследствие уменьшения плотности воздуха на высоте.

 Это требует от летчика особо тщательного удерживания вертолета от разворота влево; если будет допущено вращение вертолета влево, удержать его от разворота уже не удастся.

Следует также помнить, что плохая устойчивость вертолета при полете без поступательной скорости сильнее проявляется вблизи статического потолка вследствие ухудшения управляемости на высоте.

При полете на динамический потолок вследствие еще большего уменьшения плотности окружающего воздуха заметно ухудшаются устойчивость и управляемость вертолета по всем трем осям.

Пилотируя вертолет вблизи динамического потолка, летчик ощущает, что вертолет стал более неустойчивым и хуже реагирует на отклонения органов управления. Поэтому пилотирование вертолета вблизи потолка и на потолке требует от летчика особо внимательного контроля за его поведением и своевременных действий органами управления при попытках вертолета изменить режим полета.

Третьим понятием о потолке является «статический потолок с учетом влияния земли». Как известно, вертолет не может выполнять висение на высоте, превышающей статический потолок. Однако вертолет допускает вертикальные взлеты и посадки с горных площадок, находящихся на высоте, большей чем статический потолок, вследствие увеличения тяги несущего винта за счет «воздушной подушки». Влияние земли расширяет технические возможности вертолета, позволяя ему производить висение вблизи земли выше статического потолка.

Таким образом, статическим потолком с учетом влияния земли называется высота площадки над уровнем моря, над которой данный вертолет еще может производить висение, используя эффект «воздушной подушки».

  Смотрите http://xn----9sblbatnhmdnalyu3l.xn--p1ai цена потолок натяжной.