Переходные режимы

Переходными режимами мы будем называть все изменения полета, связанные с переходом от одного режима полета к другому. К переходным режимам следует также отнести разгон после взлета и торможение перед посадкой, но их мы относим соответственно к взлету и посадке, поэтому в этом разделе будем рассматривать переходные режимы, выполняемые в полете.

Наиболее часто встречающимися переходными режимами являются переходы от набора высоты в горизонтальный полет и от горизонтального полета в планирование.

Кроме того, вертолет позволяет выполнять ряд переходных режимов, более сложных по пилотированию; к ним можно отнести торможение от большой поступательной скорости до зависания и разгон от висения до максимальной скорости при неизменной высоте; переход от набора высоты на планирование, с планирования в набор высоты и ряд других.

Остановимся подробнее на особенностях пилотирования вертолета при выполнении переходных режимов.

Переход от набора высоты в горизонтальный полет на заданной высоте необходимо начинать заранее, пока еще не достигнута нужная высота. Величина этого упреждения зависит от вертикальной скорости набора высоты и от темпа выполнения переходного режима.

Следует иметь в виду, что все переходные режимы необходимо выполнять плавно, особенно при малом опыте. Переход производится обычно плавным опусканием рычага «шаг-газ» вниз из положения, соответствующего номинальной мощности двигателя при наборе высоты, до положения, соответствующего мощности двигателя, потребной для горизонтального полета.

О мощности двигателя можно судить по величине наддува, так как обороты несущего винта и двигателя остаются практически неизменными во всем полете, исключая планирование на режиме самовращения несущего винта, когда обороты несущего винта остаются номинальными, а обороты двигателя меньше номинальных.

Для упрощения выполнения всех переходных режимов очень важно помнить величины наддува двигателя и указателя шага несущего винта для основных режимов полета.

При изменении мощности двигателя заметно изменяется балансировка по всем трем осям, поэтому после перехода вертолета в горизонтальный полет необходимо снять усилия на ручке управления при помощи триммеров. Резкое изменение режима работы двигателя вызывает резкое изменение балансировки вертолета, что значительно усложняет его пилотирование.

При переходе от горизонтального полета к зависанию, так же как и при выполнении ряда других подобных маневров, следует стараться сохранить неизменной высоту полета. Выполнение торможения или разгона без этого условия в значительной степени проще, но вместе с тем это упрощение не способствует лучшему овладению вертолетом.

Для того чтобы в совершенстве овладеть вертолетом, торможение и разгоны следует выполнять, стараясь точно выдерживать заданную высоту полета.

Для перехода от горизонтального полета к зависанию следует плавным движением опустить вниз рычаг «шаг-газ», соответствующими отклонениями ручки и педалей удерживая вертолет в горизонтальном прямолинейном полете.

По мере гашения скорости плавным движением ручки управления на себя следует сохранять заданную высоту полета. Медленное взятие ручки управления на себя приведет к потере высоты, более энергичное взятие ручки на себя, особенно в начале торможения, заставит вертолет набирать высоту. По мере уменьшения скорости придется начинать увеличивать газ двигателя плавным подниманием рычага «шаг-газ» вверх, так как в противном случае, даже, несмотря на энергичное взятие ручки на себя, вертолет начнет терять высоту. При увеличении газа надо особенно тщательно выдерживать прямолинейность и горизонтальность полета, так как при этом опять начнет изменяться балансировка вертолета. Темп увеличения газа двигателя должен возрастать по мере уменьшения скорости полета.

При достижении скорости 20-25 км/час по прибору следует начать уменьшать темп торможения, так как вертолет при этом охотно переходит на кабрирование и его труднее будет удержать. Уменьшение темпа торможения осуществляется путем небольшого вначале отклонения ручки управления от себя с увеличением его по мере уменьшения скорости. Гашение скорости следует производить так, чтобы она не упала менее 10-15 км/час, так как указатель скорости, установленный на вертолете, не обеспечивает правильных показаний на меньших скоростях полета.

Попытка получить на указателе скорости нулевое ее значение может привести к тому, что вертолет после зависания перейдет к полету назад. Перемещение вертолета назад на высоте определить очень трудно; поэтому такой полет назад недопустим и опасен, особенно при малом опыте пилотирования вертолета.

Разгон вертолета с висения выполняется в порядке, обратном торможению.

Плавным движением ручки управления слегка опускается нос вертолета, и он без снижения за счет небольшого увеличения газа переводится в поступательный полет. По мере возрастания скорости придется начинать уменьшать мощность (газ) двигателя плавным опусканием рычага «шаг-газ» вниз до значения наддува, необходимого для горизонтального полета на заданной скорости. Когда же скорость полета превысит наивыгоднейшую (экономическую), мощность двигателя придется снова увеличивать.

Темп выполнения торможения и разгона при сохранении постоянной высоты полета зависит от темпа изменения мощности двигателя. Первые разгоны и торможения следует выполнять особенно плавно.

Переход с горизонтального полета на планирование выполняется путем плавного опускания рычага «шаг-газ» вниз, в отдельных случаях — до упора. При опускании рычага «шаг-газ» уменьшается мощность двигателя и сильно изменяется балансировка вертолета, поэтому при выполнении этого маневра необходимо, сохраняя заданную скорость, которая должна быть близкой к наивыгоднейшей, удерживать вертолет от разворота вправо отклонением вперед левой педали. Наиболее сложными по выполнению являются переходы от набора высоты в планирование и от планирования в набор высоты.

Подобные маневры могут часто встречаться в повседневных полетах, например, когда при наборе высоты надо быстро перейти в планирование или при заходе на посадку необходимо уйти на второй круг. Эти маневры выполняются аналогично предыдущим при сохранении неизменной скорости. Основная сложность при этом заключается в сильном изменении балансировки вертолета.