Дальность полета вертолета

Так же как и для самолета, наибольшая дальность полета вертолета при определенном запасе топлива достигается на том режиме полета, которому соответствует минимальный километровый расход топлива. Наибольшая продолжительность полета соответствует режиму полета с минимальным часовым расходом топлива.

На рис. 74 приведены графики дальности и Продолжительности полета. Такие графики составляются с учетом расхода топлива на взлет и набор высоты, на выполнение полета по кругу перед посадкой и резервного запаса топлива. Резервный запас топлива составляет 10-15% от общего запаса топлиза и зависит от количества вертолетов, летящих одновременно, от условий полета и т. д. Дальность и продолжительность полета вертолета зависят от оборотов двигателя и высоты полета.

Графики дальности и продолжительности полета

Рис. 74. Графики дальности и продолжительности полета. Определение скоростей  наибольшей дальности и продолжительности полета вертолета

Минимальные километровые и часовые расходы топлива, так же как и на самолете, могут быть достигнуты только при пониженных оборотах двигателя.

Высота, соответствующая наибольшим дальности и продолжительности полета, для вертолета с высотным двигателем будет близка к границе высотности двигателя. Для вертолета с невысотным двигателем наибольшие дальности и продолжительность могут быть получены при полете у земли.

Последовательность действий летчика при полете на дальность примерно следующая. После набора высоты на режиме максимальной скороподъемности следует метров за пятьдесят до заданной высоты начать перевод вертолета в горизонтальный полет.

Вследствие того что скорость полета на дальность больше скорости набора высоты, то переводить вертолет в горизонтальный полет в этом случае следует иначе, чем'обычно.

Уменьшать вертикальную скорость при подходе к заданной высоте сначала необходимо не убавлением газа двигателя, а увеличением скорости полета.

Достигнув заданной скорости полета, плавным поворотом рукоятки коррекции в сторону уменьшения газа убавить наддув и обороты двигателя. Когда рукоятка коррекции будет повернута до  упора, то обороты двигателя должны соответствовать заданным, но не быть ниже минимально допустимых. Однако наддув двигателя в этом случае не будет соответствовать потребному для полета на дальность, поэтому соответствующим перемещением рычага пятьдесят до заданной высоты начать перевод вертолета в горизонтальный полет.

Вследствие того что скорость полета на дальность больше скорости набора высоты, то переводить вертолет в горизонтальный полет в этом случае следует иначе, чем обычно.

Уменьшать вертикальную скорость при подходе к заданной высоте сначала необходимо не убавлением газа двигателя, а увеличением скорости полета.

Достигнув заданной скорости полета, плавным поворотом рукоятки коррекции в сторону уменьшения газа убавить наддув и обороты двигателя. Когда рукоятка коррекции будет повернута до. упора, то обороты двигателя должны соответствовать заданным, но не быть ниже минимально допустимых. Однако наддув двигателя в этом случае не будет соответствовать потребному для полета на дальность, поэтому соответствующим перемещением рычага «шаг-газ» следует установить требуемый наддув и после этого сбалансировать вертолет, сняв усилия с ручки управления триммерами.

Установлению заданного режима полета может помочь указатель шага несущего винта; но при этом необходимо помнить величину шага для данной высоты полета. При некотором навыке установление заданного режима полета производится очень легко, путем одновременного поворота рукоятки коррекции газа и соответствующего перемещения рычага «шаг-газ».

При ознакомлении с режимом работы двигателя для полета вертолета на дальность летчику, ранее летавшему на самолетах, бросается в глаза одна особенность — довольно большие обороты двигателя.

Дело в том, что при полете на дальность самолета с поршневым двигателем обороты двигателя устанавливаются минимально возможными, исходя только из условий устойчивой его работы. При полете на дальность вертолета минимально допустимые обороты двигателя зависят от минимально допустимых оборотов несущего винта, так как передаточное число редуктора постоянно. Минимум оборотов несущего винта выбирается из двух условий: во-первых, из условий сохранения необходимого m, т. е. недопущения срыва потока на несущем винте, и, во-вторых, из условий надежного перевода вертолета на режим самовращения несущего винта в случае отказа двигателя.

Конечно, повышенные обороты двигателя заметно уменьшают дальность полета вертолета, поэтому для увеличения его дальности полета целесообразно было бы устанавливать на нем двухскоростной главный редуктор.

При полете на дальность следует точно выдерживать заданный режим работы двигателя. Колебания высоты полета необходимо исправлять не изменением режима работы двигателя, а изменением скорости полета.

В первой половине полета, когда горючее еще не выработано и полетный вес больше среднего полетного веса, скорость полета будет несколько меньше наивыгоднейшей. Во второй половине полета, когда полетный вес вертолета станет меньше среднего веса, скорость увеличится и превысит наивыгоднейшую.

При необходимости продержаться в воздухе наибольшее время полет следует выполнять на режиме наибольшей продолжительности.

Скорости, соответствующие режимам наибольшей дальности и продолжительности полета, могут быть определены с достаточной точностью из графика располагаемых и потребных мощностей для данного вертолета. Скорость, соответствующая наибольшей дальности,— наивыгоднейшая — может быть определена путем проведения касательной из начала координат к кривой потребных мощностей горизонтального полета (см. рис. 66) .

Скорость, соответствующая наибольшей продолжительности полета, — экономическая — определяется путем проведения касательной, параллельной оси скоростей, к кривой потребных мощностей горизонтального полета (см. рис. 66) .

Все полеты по маршрутам и перелеты следует выполнять только на режиме максимальной дальности полета.

В случае встречного ветра при полете по маршруту скорость полета следует держать несколько большей, чем наивыгоднейшая скорость, при попутном ветре — несколько меньшей. Величину скорости при попутном или встречном ветре можно определить по графику потребной мощности горизонтального полета (см. рис. 66) путем проведения касательных из точек, соответствующих скорости ветра. Измененные скорости в этих случаях все же не должны отличаться от наивыгоднейшей более чем на ±20-25 км/час в зависимости от направления ветра и его скорости.

Уместно напомнить, что если при перелетах современных реактивных самолетов, скорость которых превышает 800 км/час, влиянием ветра на маршруте можно пренебречь, то при перелетах на вертолетах, скорость которых обычно не превышает 200 км/час, влияние ветра необходимо строго учитывать.

В визуальном полете следует вести ориентировку, своевременно внося нужные поправки в курс. При полете в облаках или за облаками для определения своего местоположения следует использовать радиосредства.

При окончании перелета переход с крейсерского режима выполняется в обратном порядке. Одновременно с увеличением газа поворотом рукоятки коррекции в нейтральное положение следует уменьшить шаг несущего винта соответствующим по величине опусканием рычага «шаг-газ» до получения номинальных оборотов двигателя.

Попытка перевода вертолета на планирование только опусканием рычага «шаг-газ» вниз, без поворота рукоятки коррекции в нейтральное положение, может привести к временному падению оборотов несущего винта ниже минимально допустимых.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки при переходе от набора высоты к полету по маршруту и наоборот:

  некоординированные движения рукояткой коррекции рычагом «шаг-газ», в результате чего не сразу удается установить необходимый режим, что усложняет пилотирование вследствие отвлечения внимания летчика;

  изменения режима работы двигателя в процессе полета для сохранения заданных высоты и скорости полета, что приводит к повышенному расходу топлива и уменьшению дальности полета.

При полетах по маршруту и перелетах следует периодически проверять показания приборов контроля работы двигателя.