Взлеты в особых случаях

К взлетам в особых случаях можно отнести:

  • взлет на вертолете с вязкого грунта (пахота, глубокий снег),
  • особенно в сильный ветер,
  • взлеты с высокогорной площадки,
  • взлеты с перегрузочным весом,
  • взлет с площадки, ограниченной высокими препятствиями.

Взлет с вязкого грунта по технике выполнения практически не отличается от обычного нормального взлета. Особенностями взлета с вязкого грунта являются необходимость установки вертолета строго против ветра и выдерживание вертикальности отрыва вертолета до тех пор, пока колеса шасси не оторвутся от грунта.

Если при взлете вертолета с глубокого снега, особенно с достаточно плотного или покрытого прочным настом, будет нарушена вертикальность отделения вертолета и он, не отделившись полностью от снежного покрова, начнет перемещаться в какую-либо сторону, это перемещение может привести к опрокидыванию вертолета. Особенно сложно выполнить строго вертикальный отрыв вертолета при сильном и порывистом ветре.

Наиболее простым по выполнению способом взлета в этих условиях, обеспечивающим безопасный взлет, является интенсивный отрыв вертолета от земли. Взлет в этом случае выполняется так же, как и в обычных условиях, с тем лишь отличием, что темп взятия рычага «шаг-газ» вверх, особенно во второй половине его хода, надо значительно увеличить. Конечно, перед таким взлетом двигатель вертолета должен быть хорошо прогрет для обеспечения его приемистости.

При взлете с особо вязкого грунта (болото, глубокая мягкая пахота) или с полным полетным весом для обеспечения безопасности взлета целесообразно использовать форсированную мощность двигателя. Порядок пользования форсажем указан выше.

Взлет с перегрузочным полетным весом в обычных условиях должен, как правило, выполняться на форсированном режиме работы двигателя.

В жаркое время года, особенно в южных районах, когда температура окружающего воздуха очень высока, взлет при полном полетном весе и особенно при перегрузочном следует выполнять очень плавно. В этом случае особое внимание необходимо обращать на плавность разгона вертолета после отрыва его от земли. Попытка выполнить разгон с обычным темпом может привести к резкому снижению вертолета и касанию колесами земли, что особенно нежелательно в случае неровной поверхности ее.

Взлет вертолета с площадки, расположенной высоко над уровнем моря, следует выполнять особенно осторожно. Чем выше над уровнем моря расположена взлетная площадка, тем труднее производить взлет. Особенно это относится к площадкам, расположенным на высоте, превышающей статический потолок вертолета.

Пилотирование при взлете с таких площадок усложняется потому, что одновременно с уменьшением располагаемой мощности двигателя падает и подъемная сила несущего винта вследствие малой плотности воздуха.

Кроме того, необходимо помнить, что при взлете с высокогорных площадок отсутствует возможность использования форсированного режима двигателя.

Для обеспечения безопасности взлет в описываемых условиях следует в отдельных случаях (при больших высотах) производить с неполным полетным весом вертолета. Особенно большое значение это условие имеет для грузовых вертолетов.

Взлет вертолета с высокогорных площадок по технике выполнения и темпу разгона очень похож на взлет в жаркое время с перегрузочным полетным весом.

В отдельных случаях, когда необходимо взлетать с высокогорной площадки при полном или перегрузочном полетном весе вертолета, если позволяют размеры и состояние ее поверхности, взлет можно выполнить так же, как на самолете, с предварительным разбегом.

Техника выполнения взлета с разбегом очень похожа на взлет самолета.

Установив рычагом «шаг-газ» максимально возможный наддув двигателя на данной высоте при рукоятке коррекции, повернутой до отказа в сторону увеличения газа, отклонением ручки управления от себя следует начать разбег строго против ветра. На скорости 40-50 км/час вертолет отделится от земли. После отрыва от земли необходимо выдержать вертолет на высоте 0,5-1 м до набора скорости, соответствующей наибольшей скороподъемности на этой высоте, а затем перевести его в набор высоты (рис. 58).

Взлет вертолета с разбегом

Рис. 58. Взлет вертолета с разбегом

Для овладения взлетом по самолетному необходимо в процессе обучения полетам на вертолете выполнить несколько взлетов с предварительным разбегом.

Порядок выполнения таких тренировочных взлетов на одновинтовом вертолете следующий: установив вертолет на бетонной полосе или на аэродроме с твердым ровным грунтом строго против ветра, летчик должен убедиться, что в полосе взлета нет препятствий.

Проверив положение заслонок регулировки температур, триммеров и показания приборов контроля двигателя, летчик приступает к взлету. Для этого, расстопорив рычаг «шаг-газ», плавным движением он перемещает его вверх, удерживая вертолет от разворота влево правой педалью. Рычаг «шаг-газ» следует застопорить при получении наддува двигателя примерно на 50-70 мм рт. ст. превышающего наддув потребный для выполнения горизонтального полета на скорости, соответствующей наибольшей дальности полета.

Затем плавным движением летчик отклоняет ручку управления примерно на половину хода от себя. Вертолет начнет разбег. Выдерживая прямолинейность разбега, летчик продолжает его до тех пор, пока вертолет не начнет слегка подпрыгивать на неровностях почвы, скорость при этом будет около 40-50 км/час.

Плавным и очень небольшим движением летчик должен передвинуть ручку управления на себя, как иногда говорят немного «подобрать ручку». При этом движении вертолет отделится от земли.

Дав ему набрать высоту около 0,5-1 м, летчик выдерживает его на этой высоте и по достижении наивыгоднейшей скорости переводит в набор высоты. Схема сил, действующих на вертолет, при разбеге пo-самолетному такая же, как и при рулении.

Наиболее сложными по выполнению являются взлеты на вертолете с площадок, ограниченных высокими препятствиями.

Наиболее сложными по выполнению являются взлеты на вертолете с площадок, ограниченных высокими препятствиями.

Если размеры площадки, ограниченной высокими препятствиями, достаточно велики, то взлет на вертолете с такой площадки выполняется обычным порядком, т. е. с набором высоты на поступательной скорости, так как пилотирование вертолета при наборе высоты с поступательной скоростью проще, чем при вертикальном наборе.

Если же площадка, которую ограничивают высокие препятствия, по размерам мала, то взлет с такой площадки придется производить с вертикальным набором высоты после отрыва вертолета от земли.

Размеры площадки, обеспечивающие безопасный взлет, зависят в первую очередь от высоты окружающих ее препятствий. При высоте препятствий не более 5 м размеры площадки для взлета рассматриваемого одновинтового вертолета в тихую погоду должны быть не менее 30-35 м. Это условие относится к летчикам средней квалификации, хорошо овладевшим пилотированием вертолета. При высоте препятствий до 10-15 м размеры площадки должны быть не менее 40-45 м.

Для определения размеров площадки, обеспечивающих безопасный взлет вертолета в зависимости от высоты препятствий, можно воспользоваться графиком, помещенным в главе Посадка.

Порядок взлета с таких площадок, следующий: установив вертолет точно посередине площадки носом против ветра, дующего над препятствиями, и проверив положение заслонок, триммеров и показания приборов, летчик приступает к выполнению взлета. Темп взятия рычага «шаг-газ» вверх должен быть достаточно плавным, чтобы легче было удерживать вертолет на месте. В процессе увеличения мощности двигателя и после отрыва вертолета особенно тщательно следует удерживать вертолет посередине площадки, не допуская резких раскачиваний вертолета. Движения ручкой управления должны быть при этом особенно точными и соразмеренными для предупреждения стремления вертолета сместиться в какую-либо сторону.

После отрыва вертолета от земли, продолжая увеличивать наддув двигателя, летчик плавным перемещением рычага «шаг-газ» до номинального наддува выполняет вертикальный набор высоты. Наиболее трудным при этом является сохранение вертикальности набора высоты. Несоблюдение этого условия может привести к задеванию концами лопастей за препятствия и к аварии вертолета.

Соблюдение вертикальности набора высоты после отрыва усложняется тем, что взгляд летчика, направленный на поверхность площадки, не вертикален, вследствие чего по мере набора высоты точка падения взгляда перемещается (рис. 59) поэтому вертикальность набора приходится дополнительно контролировать по расстоянию до препятствий.

Схема  взлета вертолета с площадки

Рис. 59. Схема  взлета вертолета с площадки, ограниченной высокими препятствиями

После вертикального набора высоты, превышающей не менее чем на 10 м препятствия, окружающие площадку, следует, плавно выполнив разгон, перевести вертолет в набор высоты с поступательной скоростью.

Взлет с подобных площадок усложняется тем, что скороподъемность вертолета при вертикальном наборе высоты меньше, чем при наборе высоты с поступательной скоростью.

Кроме того, следует иметь в виду, что устойчивость вертолета при вертикальном наборе заметно хуже, чем при наборе с поступательной скоростью, вследствие чего значительно усложняется его пилотирование на этом режиме.

Еще более усложняется взлет вертолета с площадки, ограниченной высокими домами или деревьями, при наличии сильного ветра, так как при этом вертолет, вертикально набирающий высоту, вблизи этих препятствий подвергается воздействию нисходящего потока и завихрений в зоне перехода от неподвижного воздуха у поверхности земли к потоку воздуха, перемещающемуся с большой скоростью над препятствиями.

Поэтому в случае взлета с площадки, ограниченной препятствиями, в сильный ветер особенно внимательно следует пилотировать  вертолет на  высоте набора, равной высоте препятствий.

Следует также иметь в виду, что, если площадка окружена деревьями, надо обязательно учесть возможность их раскачивания не только ветром, но и струей от несущего винта.

Для обеспечения безопасного взлета при сильном ветре размеры площадки должны быть по крайней мере на 10 м больше, чем при взлете в тихую, безветренную погоду.

Для овладения взлетом с площадок, ограниченных высокими препятствиями, в процессе обучения полетам на вертолете необходимо выполнить ряд тренировочных полетов.

Тренировочные полеты целесообразно выполнять примерно в такой последовательности:

  • вертикальные взлеты до высоты 5 м с последующим разгоном на открытой площадке;
  • вертикальные взлеты до высоты 10 м с последующим разгоном на открытой площадке;
  • вертикальные взлеты с площадки, ограниченной препятствиями высотой не выше 5 м;
  • вертикальные взлеты с площадки, ограниченной препятствиями высотой до 10 м.

Каждое   упражнение   следует   выполнять   до   полного усвоения, строго соблюдая указанную последовательность их.