Запуск двигателя и включение трансмиссии

Прежде чем приступать к запуску двигателя, необходимо убедиться, что вертолет надежно привязан специальными швартовочными тросами к металлическим кольцам бетонной площадки, на которой он стоит, или к большим металлическим штопорам, ввернутым в грунт.

Если для опробования двигателя на самолете достаточно затормозить колеса или подложить под них специальные колодки, препятствующие перемещению самолета вперед, то для опробования двигателя вертолета последний необходимо надежно пришвартовать к специальным привязным кольцам.

При необходимости запустить двигатель на не зашвартованном вертолете (например, вне аэродрома) или если швартовка его ненадежна, запуск следует производить очень осторожно, а опробование двигателя выполнять уже на висении. Конечно, в этих случаях проверить работу двигателя перед полетом на номинальном режиме не удастся, не говоря уже о режиме форсажа.

Перед запуском двигателя следует убедиться, что вокруг вертолета на расстоянии полутора — двух диаметров несущего винта отсутствуют различные легкие предметы — чехлы, ящики, ведра и т. п., которые при опробовании двигателя или рулении могут быть подняты струей воздуха от несущего винта и повредить его лопасти.

Кроме того, летчик должен лично убедиться, что все лопасти несущего винта поставлены на передний упор, т. е. повернуты вокруг вертикального шарнира по ходу до упора. Установка лопастей несущего винта перед запуском двигателя в крайнее переднее положение — на передний упор — необходима для предотвращения возможной их поломки в случае неправильного пользования муфтой включения.

Только после этого можно приступать к запуску двигателя. Запуская двигатель на вертолете, нельзя забывать основную особенность его запуска по сравнению с запуском такого же двигателя на самолете.

Если на самолете с поршневым двигателем запуск двигателя производится под нагрузкой, так как воздушный винт самолета закреплен либо непосредственно на валу двигателя, либо на валу его редуктора и загружает двигатель все время с момента запуска и до максимальных его режимов, то на вертолете двигатель запускается без нагрузки, так как он разобщен с трансмиссией. Однако запуск двигателя без нагрузки опасен тем, что при случайном открытии дроссельной заслонки больше, чем это необходимо, число оборотов двигателя, может быстро превысить максимально допустимую величину и двигатель может выйти из строя.

Поэтому, прежде чем приступать к самостоятельному запуску двигателя вертолета, следует несколько раз внимательно проследить, как производит запуск двигателя техник или летчик-инструктор, и только после этого приступать к запуску двигателя. При этом целесообразно несколько первых запусков производить под наблюдением техника или инструктора; такого же порядка следует придерживаться и при обучении раскручиванию трансмиссии.

При запуске двигателя вертолета летчик должен соблюдать такую последовательность действий:

  проверить, находятся ли в заднем положении рычаги муфты включения и тормоза трансмиссии;

— проверить, открыт ли пожарный кран и опущен ли вниз до отказа рычаг «шаг-газ»;

  повернуть рукоятку коррекции газа в ее среднее положение и, подав команду провернуть двигатель, произвести его заливку пусковым топливом;

  подав команду «От двигателя», включить зажигание, аккумулятор и нажать пусковую кнопку.

Запуск двигателя легко проконтролировать на слух и по указателю оборотов.

Сразу же после запуска двигателя следует проверить показание масляного манометра. Если в течение 15 секунд после запуска манометр не покажет нормального давления масла, то двигатель следует немедленно остановить, так как в противном случае возможны повреждения его.

На прогреве холодного двигателя останавливаться не будем, так как летчик вертолета, как правило, запускает двигатель, уже прогретый и опробованный техником.

Убедившись, что давление масла нормальное, летчик должен дать двигателю поработать на малых оборотах 1-2 минуты; затем плавным, очень осторожным поворотом рукоятки коррекции газа в сторону его увеличения довести обороты двигателя до 1200-1400 в минуту и вести прогрев его на этих оборотах.

Когда температура масла и головок цилиндров двигателя будет соответствовать условиям раскрутки трансмиссии, летчик приступает к ее раскрутке.

Следует иметь в виду, что раскручивание трансмиссии при ручном управлении муфтой включения довольно сложно и для правильного его выполнения необходима некоторая тренировка.

Раскручивание трансмиссии на вертолете напоминает трогание автомобиля с места. При резком, неумелом включении муфты сцепления автомобиля он резко, рывками трогается с места. Примерно тоже самое происходит с несущим винтом вертолета при резком включении муфты включения. При резком повороте втулки несущего винта его лопасти, обладая большой массой, отстают от втулки, при этом возможен удар лопастей о задний упор, в результате чего они могут быть повреждены, несмотря на наличие кожаных замков. Лопасти, поставленные перед запуском на передний упор, даже при резком включении муфты не доходят до заднего упора вследствие значительно большего угла поворота относительно вертикального шарнира и наличия фрикционного демпфера.

При правильном пользовании муфтой включения раскручивание трансмиссии происходит очень плавно.

Проследим за последовательностью действий летчика при раскручивании трансмиссии.

Установив рукояткой коррекции газа обороты, соответствующие раскрутке трансмиссии, летчик должен растормозить трансмиссию. Для этого правой рукой, нажав кнопку стопора рычага тормоза, он передвигает его вперед до отказа и оставляет в этом положении. При этом несущий винт начнет очень медленно проворачиваться.

Затем, взявшись правой рукой за рычаг муфты включения и нажав на ее стопор, летчик должен плавно передвинуть рычаг муфты включения вперед на четверть его хода (до первой защелки)  и задержать его в этом положении.

Несущий винт при этом начнет плавно увеличивать обороты. Стрелка с буквой «В» на указателе оборотов также отойдет от нулевого положения и будет показывать, что обороты несущего винта увеличиваются. Одновременно у вертолета появится небольшое стремление развернуться влево. Однако отклонять вперед правую педаль ножного управления для парирования этого разворота не имеет смысла, так как обороты, а следовательно, и эффективность рулевого винта очень малы, кроме того, вертолет надежно привязан.

Выждав несколько секунд, пока стрелка, указывающая обороты несущего винта, подойдет к стрелке оборотов двигателя, который при включении трансмиссии несколько убавил обороты вследствие увеличения нагрузки, рычаг управления муфтой включения плавным движением следует подать полностью вперед и оставить в этом положении.

Проследим, как работала муфта включения при раскрутке трансмиссии.

Когда летчик передвинул рычаг управления муфты включения на четверть его хода, включилась фрикционная часть муфты. Взаимное проскальзывание ведущей и ведомой частей фрикционной муфты позволяет трансмиссии и несущему винту плавно увеличить обороты до оборотов двигателя.

Но фрикционная часть муфты не может надежно соединить двигатель с трансмиссией, поэтому при перемещении рычага управления муфтой вперед до упора после совпадения оборотов двигателя и несущего винта происходит включение кулачковой части муфты, которая жестко соединяет двигатель с трансмиссией.

Трансмиссия на вертолетах, имеющих полуавтоматические и автоматические муфты включения, раскручивается значительно проще, чем с муфтой, имеющей ручное управление.

Кроме того, автоматические и полуавтоматические муфты включения практически исключают возможность резкого включения при раскручивании трансмиссии.

После включения кулачковой части муфты вертолет готов к опробованию двигателя.

Перед опробованием двигателя летчик обязан еще раз убедиться, что вертолет надежно привязан.

Взявшись левой рукой за рычаг «шаг-газ», а правой за ручку управления вертолетом, можно приступить к пробе двигателя. Для этого, удерживая ручку управления в нейтральном положении, нужно повернуть рукоятку коррекции газа на рычаге «шаг-газ» в сторону увеличения газа до ее среднего положения. Затем, нажав на стопор, плавным, равномерным движением начать перемещать рычаг «шаг-газ» вверх на себя. Взгляд при этом должен быть направлен так, чтобы одновременно с контролем по приборам за работой двигателя хорошо просматривалось пространство впереди вертолета.

На указателе оборотов стрелки двигателя и несущего винта, совместившиеся еще при раскрутке трансмиссии, выглядят как одна стрелка, которая плавно перемещается, указывая, что обороты возрастают, при этом увеличивается и наддув двигателя.

Одновременно с этим все время увеличивается стремление вертолета развернуться влево вследствие возрастания реактивного момента несущего винта. Это стремление вертолета к развороту следует немедленно парировать плавным, но достаточно большим отклонением - вперед правой педали ножного управления.

В процессе увеличения оборотов и мощности двигателя необходимо контролировать плавность нарастания оборотов по указателю оборотов и равномерность работы двигателя на слух.

Когда обороты и наддув двигателя достигнут значений, соответствующих номинальной мощности, рычаг «шаг-газ» следует зафиксировать в этом положении, отпустив кнопку стопора, и проверить показания всех остальных приборов контроля работы двигателя. Их показания должны быть в пределах, рекомендованных инструкцией для данного вертолета.

В тихую, безветренную погоду при опробовании двигателя на привязи вертолет ведет себя спокойно. При пробе двигателя при сильном и особенно при порывистом ветре возможны резкие рывки и подергивания всего вертолета.

Если в полете будет использоваться форсированный режим работы двигателя, то после опробования двигателя на номинальном режиме, опустив рычаг «шаг-газ» вниз на половину его хода, следует повернуть рукоятку коррекции газа, в сторону его увеличения до упора и, отпустив вниз до упора находящийся на левом пульте рычаг включения форсажа, перевести рычаг «шаг-газ» вверх до получения оборотов и наддува двигателя, соответствующих форсированному режиму. Проверив показания приборов контроля работы двигателя, летчик должен плавным движением опустить рычаг «шаг-газ» вниз. Долго держать двигатель на форсированном режиме работы не следует, так как при этом большие напряжения испытывает весь вертолет и особенно его швартовочные приспособления.

Если в процессе опробования двигателя все было нормально, т. е. двигатель работал без перебоев, а показания всех приборов контроля работы двигателя были в пределах, рекомендованных инструкцией по эксплуатации вертолета, можно дать сигнал технику отшвартовать вертолет.